В рубрике
#историческаяхроника глава округа расскажет об истории дорожной службы и дорогах в округе.
В XIX в. по части нашей территории проходил Зубцовский тракт: из Волоколамска через Ярополец в село Раменье нашего округа, затем через Воскресенское, Кельч-Острог, Старое Несытово в Тверскую губернию, в г. Зубцов.
Во второй половине XIX в. дороги были, в основном, грунтовые, содержавшиеся за счет губернского сбора, а также грунтовые, частью уложенные камнем, содержавшиеся за счет подушного сбора и отчасти натуральной повинности жителей. Казенные шоссе содержались казной и находились в ведении 4-го округа Путей сообщения.
В начале XX в. газета «Известия Московской Губернской Земской Управы» сообщала о состоянии дорожного дела в губернии. Постройка первой сети шоссированных дорог началась в нашей губернии в 1871 г. и только к 1888 г. насчитывалось 520 верст. Согласно закону 1895 г., губернское земство ежегодно отчисляло из земских средств на ремонт и строительство дорог в целом по губернии 156 тысяч рублей. Так, в Известиях № 3 за август 1911 г., сообщается, что первые три версты шоссе Шаховская – Середа уже построены, причем использованы средства взносов местного населения, которые составили половину стоимости строительства дороги. Всего же на этом направлении предстоит построить дорогу в 13,10 верст. В планах 1912 г.– дорога Шаховская - Раменье в 14,09 версты с продлением шоссе по Ивашковскому тракту в пределах села.
Всего же шоссейных дорог общего пользования в губернии по данным на 1912 г. было 1850 верст, большинство из них находились в ведении Московского Губернского Земства. Здесь нужно понимать, что шоссе в тот период считалась дорога, на выровненное полотно которой был уложен слой разбитого камня, закатанный паровым или конным катком. В тот период дороги губернского земства были разделены на 10 дистанций (каждая по 180 верст), которой заведовал инженер. Дистанция состояла из перегонов (примерно по 20 верст) во главе с десятником.
На довоенных фотографиях поселка Шаховская XX в. видно, что для строительства поселковых дорог вместо булыжника использовались деревянные чурки.
Согласно архивному документу «Краткому экономическому описанию Шаховского района до 1941 г.» в районе на июнь 1941 г. «кроме железной дороги имелись шоссейные дороги: Середа - Шаховская – Раменье, общим протяжением 35 км, а также профилированные улучшенные дороги: Шаховская – Белая Колпь, Раменье – Ивашково, Середа – Никольское, Середа – Дор. Дорог областного значения не было».
Во время оккупации района фашистскими войсками практически всё хозяйство было уничтожено. На первом же заседании исполкома Шаховского районного совета депутатов 22 января 1942 г. рассматривался вопрос о прокладывании и очистке дорог, так как снежный покров в этот период был очень высоким, дороги были забиты вышедшей из строя фашистской техникой. Восстановлением мостов и дорог в 1942 г. занимались военные строители. Так, в архивных документах имеются сведения о помощи в ремонте мостов бойцов 124-го отдельного строительного батальона 20 -й Армии Западного фронта. В течение месяца после освобождения района, с 24 января по 25 февраля 1942 г., ими было восстановлено 51,5% всех мостов в районе (14 мостов, общая длина которых составила 234 погонных метра). Всего же требовалось отремонтировать 25 разрушенных мостов протяженностью 454 метров. Ущерб от разрушения мостов в период войны составил 254,240 рублей в ценах 1942 г.
Сведения о том, что в Шаховском районе в период Великой Отечественной войны существовал участок дорожной службы, имеются в решении исполкома Шаховского районного Совета от 10 октября 1943 года, в котором устанавливался план по ремонту дорог в Шаховском районе на 1943-1944 гг. Так, планировалось отремонтировать шоссе Шаховская – Середа (17 км), Шаховская – Раменье (15 км), для ДЭУ устанавливался план ремонта 8 км. Самостоятельная дорожная организация в районе была создана только в 1954 году.
Рассказ об истории дорожных служб округа будет продолжен.