К 100-летию службы участковых уполномоченных полиции
17 ноября 2023 года службе участковых уполномоченных полиции исполнится 100 лет со Дня образования в системе МВД России
«Деятельность службы участковых уполномоченных имеет глубокие исторические корни. Развитие службы идёт от охранительных функций Разбойного и Земского приказов, служилые люди которых в XVI в. осуществляли наблюдение за общественным порядком и благоустройством в Москве, преследованием разбойников и иных «лихих людей», сбором податей. В Земском приказе служили Объезжие головы, которые надзирали за сохранением общественной тишины и спокойствия, за безопасностью от огня и за тем, чтобы на отведённой территории не было драк, грабежей, разбоев, воровства, непотребного распутства. Во время объездов при Объезжей голове состояли подьячий и пять решёточных приказчиков.
В XVII веке детальную регламентацию получила десятичная система административно-полицейского самоуправления. Наказом 1649 года предусматривалось назначение от каждых десяти дворов по сторожу. Объезжие головы «расписывали» их по улицам и переулкам, дислокация их предоставлялась в Земский приказ. Со временем десятичная система уступила место дворцово-вотчинной системе управления, в этих условиях десятские и сотские стали являть собой выборное (обычно от ста дворов) должностное лицо от городского посадского или сельского населения для выполнения полицейских обязанностей. Они несли ответственность за вверенные им дворы.
В XVIII веке десятский трансформируется в низший полицейский чин.Так, в «Пунктах, данных С.-Петербургскому генерал-полицмейстеру» от 25 мая 1718 г. указано: «Для лучшаго смотрения всякаго против сих пунктов неисправления, надлежит определить в каждой слободе или улице старосту, и к каждым десяти дворам десятского, из тех же жителей, и дабы каждой десятской за своими десятском накрепко смотрел, чтоб чего не учинилось противнаго запрещению». Староста обладал большими административно-полицейскими полномочиями на своей подведомственной территории.
Сотские же в связи с полицейской деятельностью упоминаются в «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. Здесь они выборные представители крестьянского мира, призванные следить за порядком, вести борьбу с преступностью, надзирать за жителями на вверенной территории.
XIX век в истории полиции насыщен появлением различных полицейских должностей. Функции, свойственные участковому уполномоченному, исполнялись участковым приставом, околоточным надзирателем, уличным надзирателем, квартальным надзирателем, полицейским урядником.
В крупных городах функции участкового уполномоченного выполнял квартальный надзиратель, который наблюдал за внешним порядком, освещением улиц и дворов, своевременным открытием и закрытием торговых заведений в пределах городского квартала.
Околоточный надзиратель как должностное лицо, близко стоящее к жителям, являлся низшим полицейским чином для принятия всякого рода жалоб и заявлений. У ворот домов, где они проживали, вывешивали доски с указанием их квартир.
В прямом подчинении у околоточных надзирателей, как своих ближайших начальников, находились городовые, которые получали от первых приказания, причем за их неисполнение отвечали как за неподчинение начальству.
На должность околоточного надзирателя назначались лица из числа русских поданных всех званий и состояний, достигшие 25 лет, обладающие здоровым телосложением, ростом не ниже 2 аршин 6 ½ вершков (примерно 1,71 метра), имеющие соответствующее образование, право на льготы второго разряда по воинской повинности или же приобретенную на государственной службе опытность.
Обязанности околоточных надзирателей указывались в специальной Инструкции. Так, согласно Инструкции околоточным надзирателям С.-Петербургской столичной полиции, утвержденной 4 ноября 1900 г. генерал-лейтенантом Н.В.Клейгельсом, обязанности околоточных надзирателей разделялись на общие и особые, а особые в свою очередь подразделялись на следующие: по наблюдению за наружным порядком; по внутреннему надзору за народонаселением; по дежурству в участковом управлении.
К общим обязанностям околоточного надзирателя относились: надзор за соблюдением во вверенных им околотках правил, касающихся общественного благоустройства и благочиния; проведение дознания при получении сведений о преступлении или проступке, а также оказание содействия чиновникам сыскной полиции и оказание помощи околоточным надзирателям других участков при производстве дознания.
К особым обязанностям околоточного надзирателя относились:
а) в сфере наблюдения за наружным порядком: обходить (днем и ночью) вверенный околоток для поверки нахождения на своих постах дежурных городовых и исполнения дворниками возложенных на них обязанностей; наблюдать за тишиной и безопасностью на улицах и прекращать любое нарушение общественного спокойствия и благочиния, делая немедленное распоряжение о задержании и отправлении в участок шумящих, пьяных, нищих, произносящих громкое ругательства; наблюдать, чтобы строительство и ремонт в домах проводились только с особого разрешения городской управы, а питейные заведения были открываемы ежедневно, в установленное время; обращать особое внимание на соблюдение санитарных правил (по уничтожению зловония, правил вывоза нечистот из мусорных и выгребных ям, недопущения продажи незрелых плодов и недоброкачественных продуктов); не допускать, чтобы разносчики и торгующие с ларей и на рынках причиняли беспокойство проходящим назойливыми обращениями с предложением своих услуг и покупки товаров, чтобы на улицах и площадях не было насмешек и оскорблений проходящим; наблюдать, чтобы на улицах не появлялись извозчики на хромых и больных лошадях, на неисправных экипажах и в рваной одежде, и не допускать нарушения извозчиками правил обязательного постановления городской Думы об извозном промысле; прибывать в случае пожара немедленно на место происшествия, распоряжаться оцеплением загоревшегося здания городовыми, которым внушать, чтобы они стерегли выносимое имущество от расхищения, не дозволяя никому препятствовать свободному действию пожарной команды, в то же время оказывать, при недостатке пожарной команды и до прибытия войск, возможное содействие к спасению имущества обывателей; осуществлять надзор по наружной части для предупреждения и пресечения краж и других преступлений, и к устранению несчастных случаев (освещению лестниц, опасных мест на улицах); прибывать на место происшествия, восстанавливать порядок и спокойствие, задерживать виновных и оказывать защиту и помощь лицам, в том нуждающимся; опрашивать дворников о благополучии в домах при утреннем и вечернем обходе околотка;
б) в сфере внутреннего надзора за народонаселением: ознакомиться с населением своего околотка и с особенностями каждого дома; знать в своем околотке всех домовладельцев и управляющих домами, дворников, швейцаров, содержателей гостиниц, меблированных комнат и постоялых дворов, их постоялых дворов и конторщиков, равно как содержателей извозопромышленных дворов и старост артелей рабочих; знать все торговые, промышленные, фабричные и ремесленные заведения в своем околотке, причем в особенности иметь наблюдение за лавками, где скупаются разные старые вещи, за складами тряпичников, трактирами, которые местами сборищ подозрительных людей, и вообще за всеми местами, торговля которых только служит средством прикрывать другие более прибыльные, но неблаговидные промыслы; осуществлять надзор за тем, чтобы в гостиницах, меблированных комнатах, равно и в домах никто не останавливался и не проживал без паспорта или без прописки. Для этого как можно чаще обходить дома и проверять население по домовым книгам; собирать негласным образом самые подробные сведения об образе жизни и поведения проживающих в околотке лиц, состоящих под негласным надзором полиции и иметь точные сведения о месте жительства лиц, состоящих под гласным надзором полиции; лучшим образом узнать обывателей околотка и иметь самые точные сведения об образе их жизни, занятиях и средствах к существованию. Обращать внимание на все, следить, запоминать и в случае надобности свои замечания и наблюдения докладывать приставу; обращать внимание на соблюдение хозяевами домов и жильцами мер предосторожности против краж и пожаров при обходе домов, гостиниц, меблированных квартир и постоялых домов; докладывать письменно приставу о женщинах, промышляющих явным развратом и занимающихся в тайне сводничеством, если те и другие избегают контроля врачебно-полицейского комитета;
в) по дежурству в участковом управлении: принять от прежнего дежурного служебную документацию (книгу для записи лиц, задержанных по разным случаям, книгу для приема возвращаемых из полицейского дома, дежурную книгу, книгу постовых городовых, книгу объездов начальствующих лиц); проверить арестованных, находящихся в арестантском помещении, и отобранные от них вещи по книге задерживаемых, арестантское помещение запереть на замок, ключ от которой хранить у себя; наблюдать за порядком и чистотой в помещении участкового управления, принимать поступающие пакеты и телеграммы.
Возлагая на околоточного надзирателя обязанности, ему предоставлялись и достаточно широкие административные полномочия. Так, околоточный надзиратель имел право собственной властью задерживать подозреваемых в совершении преступления и проступка в следующих случаях: когда при составлении протокола о нарушении благоустройства и благочиния обвиняемый отказался объявить свое звание или предоставить удостоверение о своем имени, фамилии и месте жительства; когда подозреваемые в совершении преступления (убийства, разбоя, грабежа, кражи) застигнуты при совершении преступления или сразу после него; когда на подозреваемом будут явные следы совершенного преступления или при нем будут вещи, служащие доказательством преступления; когда он не имеет постоянного места жительства; открыто сопротивляющихся распоряжениям полиции, нарушающих общественное спокойствие, порядок и безопасность; когда на разыскание и задержание которых последовало особое распоряжение начальства.
Наблюдая за исполнением обязанностей городовых своего околотка, околоточный надзиратель должен был назначать городовых на дежурства на подвижных и постоянных постах. Расположение постов на околотках было таким, чтобы иметь возможность городовым видеть и слышать друг друга.
На каждом посту находились три городовых, которые поочередно несли службу. Число постов городовых указано не было, оно колебалось в зависимости от пространства занимаемого участка, от числа жителей и, наконец, от расположения городов. На каждый участок приходилось от 30 до 40 городовых при 10-12 постах. Участки делились на околотки с таким расчетом, чтобы надзиратель околотка мог бы обойти свой околоток несколько раз в сутки и знал бы в нем все дома, заведения, жильцов и дворников. Для достижения «надлежащего успеха» в охране общественного порядка Инструкция обязывала околоточных надзирателей взаимодействовать друг с другом, ибо «при полной солидарности всегда скорее и легче обнаруживаются преступления и разыскиваются преступники».
В этот период значительно расширяется нормативно-правовая основа регламентации деятельности полиции, в том числе и околоточных надзирателей. Для исполнения обязанности по предупреждению и пресечению преступлений околоточный надзиратель руководствовался Уставом о предупреждении и пресечении преступлений, при обнаружении нарушения акцизного сбора околоточный надзиратель руководствовался статьями 76, 102 Устава об акцизных сборах, при обнаружении неисправности дорог околоточные надзиратели руководствовались Уставом путей сообщений. Это лишь некоторые из нормативно-правовых актов, которыми руководствовался околоточный надзиратель. Кроме нормативных актов центрального аппарата околоточные надзиратели на местах должны были выполнять обязательные постановления местных властей.
В 1878 году для управления деятельностью всех учреждений губерний, уездов и волостей, а также для наблюдений за охраной в них спокойствия и безопасности жителей в штатах уездных полицейских управлений была введена должность полицейского урядника, являющегося ближайшим помощником пристава и одновременно начальником и руководителем над низшими полицейскими служителями. Для обеспечения их деятельности 28 июля 1887 года была издана «Инструкция полицейских урядников», где указывались права и обязанности чиновников. Данная инструкция была утверждена Министром внутренних дел по согласованию с министерством юстиции и действовала на территории, где была введена должность полицейского урядника.
Согласно Инструкции полицейскому уряднику необходимо было проживать на территории своего участка и без разрешения станового пристава он не имел права отлучаться. Для успешного исполнения своих обязанностей урядник должен был тщательно изучать местность, входящую в данный участок, знать расположение сел, поселков, отдельных домов, ознакомиться с местами, где могут укрываться «злоумышленные люди», скрывать и сбывать имущество, добытое преступлением.
В пределах своего участка урядник выполнял многофункциональные обязанности. Он занимался предупреждением и пресечением преступлений, составлением протоколов при обнаружении правонарушений, также он был обязан пресекать все действия, направленные против правительства, к подрыву доброй нравственности и прав собственности. На него были возложены такие обязанности, как соблюдение «правил против пожара», принятие мер против наводнений, наблюдение за исполнением «народного здоровья», за исправным состоянием дорог, мостов и телеграфных столбов.
У каждого полицейского урядника была записная книжка, где он указывал исполнение отдельных поручений прокурора, судебных следователей, офицеров отдельного корпуса жандармов. Вторая часть книжки была предназначена для дневника урядника. Здесь записывались для памяти поручения, приказания, замеченные неисправности, по поводу которых отданы приказания сотским при объездах своего участка. Записную книжку и инструкцию урядник должен был иметь всегда при себе.
За неисполнение или медлительность при исполнении приказания начальства, «за нерадение и беспорядки на службе», а также за неисполнение инструкции полицейским урядникам могли быть объявлены выговоры, замечания, подвергнуты аресту до семи суток или уволены со службы. За более тяжкие проступки урядники подлежали ответственности по суду, которому подвергались по постановлению губернского правления. Судил их окружной суд.
Следует отметить, что обязанности и права околоточного надзирателя и урядника, содержание выполняемых ими функций во многом напоминает те, которые в настоящее время характерны для участковых уполномоченных полиции. Институты околоточных надзирателей и урядников существовали до 1917 года.
Институт околоточных надзирателям являлся большим шагом вперед в организации полицейской деятельности. Благодаря околоточным надзирателям сформировалось представление о необходимости обеспечения неразрывной связи полиции и населения в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Постоянное присутствие на административном участке обеспечивало доверительное отношение к нему со стороны граждан и возможность в динамике наблюдать происходящие социальные процессы, что влияло на качество решения полицейских задач.
Полученный опыт организации службы в околотках был впоследствии использован при организации работы участковых инспекторов милиции».
( Из Аналитического обзора "Исторические аспекты становления и развития службы участковых уполномоченных полиции", подготовленого авторским коллективом ФГКУ "ВНИИ МВД России").
Советское правительство реформировало царские силовые структуры 17 ноября 1923 года. В этот год была принята «Инструкция участковому надзирателю», которая послужила основой развития новой службы.
1930 году надзирателей стали именовать участковыми инспекторами милиции, позже работников назвали уполномоченными. С 2011 года и по настоящее время органы правопорядка на закрепленных территориях представляют участковые уполномоченные полиции.
В 2002 году с учетом важности службы 17 ноября учредили новое профессиональное торжество - День участковых уполномоченных.
Служба на отведенном участке одна из наиболее важных в системе органов внутренних дел. Участковые уполномоченные находятся на переднем крае борьбы с нарушителями порядка, преступниками. Часто первыми участвуют в задержании, принимают меры воздействия.
Свои предложения, замечания, жалобы можете оставлять на сайте администрации г.о. Шаховская по ссылке либо направить на наш электронный адрес
ОМВД России по городскому округу Шаховская
Иванов Владимир Николаевич
Начальник
- +7 (496 37) 3-35-60
- https://50.mvd.ru
- 143700, МО, р.п. Шаховская, ул. 1-я Советская, д. 49
- shach_ovd@mail.ru
-
Единая Дежурно-Диспетчерская Служба (ЕДДС)
- 112
- +7 (496 37) 3-31-90
- +7 (929) 997-26-49
-
Дежурный ДПС
- +7 (496 37) 3-33-72
-
Прокуратура МО
- +7 (495) 624-92-33
-
Россети
- 8 800 700-40-70
-
Мособлэнерго
- +7 495 99-500-99
-
Региональные электрические сети
- +7 (496 37) 3-36-74
-
Региональный центр обслуживания населения
- 8 (800) 550-50-30
-
Жилищный контроль, контроль в сфере благоустройства, контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения
Муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве