Предпринимателям на заметку!
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 277-ФЗ) с 01.01.2017 существенно изменен порядок организаций контрольно-надзорной деятельности.
Законом № 277-ФЗ конкретизированы перечисленные в статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) основания проведения внеплановых проверок.
В их перечень включено поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (далее - орган контроля) заявления от хозяйствующего субъекта о предоставлении правового статуса специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий (пункт 1.1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ). Данная норма распространяет на «предлицензионные» проверки нормы Закона № 294-ФЗ, включая необходимость их учета в едином реестре проверок.
Проверки по фактам нарушения прав потребителей теперь могут проводиться лишь в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к субъекту предпринимательства и такое обращение не рассмотрено либо оставлено без удовлетворения (подпункт «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).Для видов государственного контроля (надзора), основанных на риск- ориентированном подходе, Законом № 277-ФЗ установлено дополнительное основание для внеплановой проверки (проводимой по согласованию с прокурором) - выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с хозяйствующими субъектами индикаторов риска (параметров их деятельности, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для внеплановой проверки).Ранее предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основания внеплановых проверок (поступление обращений, информации о причинении вреда охраняемым ценностям, чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера или об угрозе наступления данных негативных последствий) дополнены новым источником таких сведений - анализом результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующим субъектом. Для должностного лица контролирующего органа установлена обязанность предварительного рассмотрения (предварительной проверки) данной информации для восполнения недостающих данных, учета результатов рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и проведенных мероприятий по контролю с составлением мотивированного представления. Процедура предварительной проверки определена частью 3.2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.Частью 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при сомнении в авторстве обращения должностное лицо органа контроля обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Электронные обращения могут служить основанием для проверки при условии их поступления посредством информационно-коммуникационных технологий с обязательной авторизацией.Закон № 277-ФЗ усиливает профилактическую направленность контрольно-надзорной деятельности (в том числе обязывает органы контроля утверждать программы профилактики нарушений, информировать хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и т. д.) и внедряет новые элементы риск-ориентированного подхода к ее организации. Конкретизированы вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми, а также использования проверочных листов (списков контрольных вопросов).Проверочные листы разрабатываются органом контроля в соответствий с общими требованиями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)», и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении хозяйствующим субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки. Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных интернет-сайтах контролирующих органов.Там же должны размещаться перечни нормативных; правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом каждого вида государственного контроля (надзора), тексты соответствующих нормативных правовых актов, а также ежегодные обобщения практики осуществления в соответствующей сфере контрольно-надзорной деятельности с указанием типичных нарушений и рекомендаций по их предупреждению, индикаторы риска нарушений обязательных требований (статья 8.2 Закона № 294-ФЗ).Статьей 8.3 Закона № 294-ФЗ установлены перечень и порядок проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым субъектом, по результатам которых должностное лицо органа контроля вправе принимать меры по пресечению выявленных нарушений инициировать внеплановую проверку, а также направлять предостережение недопустимости нарушения обязательных требований.Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2011 № 166 утверждены Правила составления и направления предостережения подачи возражений и их рассмотрения, уведомления об исполнении предостережения.Законом № 277-ФЗ введен правовой институт контрольной закупки представляющей собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения хозяйствующим субъектом обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказания услуг потребителям (статья 16.1 Закона № 294-ФЗ). Особенности организации проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок будут установлены Правительством Российской Федераций.В новой редакции Закона № 294-ФЗ уточнены способы и сроки уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя проведении проверки (часть 12 статьи 9, часть 16 статьи 10), запрещено истребование у них документов и (или) информации до даты начала проверки (часть 9 статьи 15), а при выездном мероприятий по контролю - истребование материалов, ранее представленных в ходе документарной проверки (часть 1 статьи 11), определен порядок действий органа контроля при невозможности проведения проверки (составление акта, проведение в течение 3 месяцев плановой или внеплановой проверки без предварительного уведомления (часть 7 статьи 12).
Помощник прокурора района юрист 1 класса А.А. Паненков
#Шаховская #гоШаховская #нашеПодмосковье #городскойокругШаховская #новостиШаховская